На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политэксперт

113 подписчиков

«Сказка про золотую рыбку»: эксперт о проблемах рыбной отрасли в России

Общественность взбудоражена новостями о рекордных уловах на Дальнем Востоке. Казалось бы, нужно радоваться, возможно, в магазинах снизят цены. Но чуда не происходит, предприятия были вынуждены отправлять рыбу на экспорт либо на хранение за границу, так как своих холодильных мощностей не хватает.

Печально, но часть пойманной рыбы просто выкинули.

По многочисленным видео в интернете видно, что сотни и тысячи килограммов такого дорого продукта разбросаны по обочинам дорог, в лесах и просто на берегу. Жителям из центральной России просто не понять такого отношения к улову, они сразу заподозрили торговый заговор, цель которого не допустить снижения цены на внутреннем рынке.

Видео: youtube.com/channel/Новости Камчатки - Кам 24

Во властной среде также разгорелись ожесточенные споры вокруг этой проблемы. Одни соглашались с теориями, популярными у граждан, другие обвиняли браконьеров, а третьи говорили о банальной нехватке мощностей для переработки. По мнению профессионалов из рыбной отрасли, к правде близки последние.

«Широка страна моя родная»

Дороговизна российской рыбы на внутреннем рынке связана, прежде всего, со структурой этой отрасли. По словам президента ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, основные места добычи рыбы находятся в дальневосточном бассейне, там вылавливают две трети объема всего улова в стране. При этом основной внутренний рынок потребления находится за 10 тысяч километров от восточных морей, на западе страны, где проживает большая часть населения.

«Привезти ее в охлажденном виде в европейскую часть России просто при нынешних условиях развития технологий невозможно. Ее надо сначала поймать, потом заморозить, потом доставить до Владивостока из районов промысла, погрузить в железнодорожные вагоны рефрижераторные и отправить в путь по стране. Как только рыба попадает в вагон, она дорожает рублей на 15 за килограмм, вот такая цена перевозки. Это касается любого вида рыбы, ее, в любом случае, нужно довести. 3,5% населения станы, проживающего на Дальнем Востоке, никак не могут съесть 68-69% общероссийского вылова. Поэтому главная проблема – это доставка рыбы в другие регионы России», - сообщил Мартынов в эксклюзивном интервью нашему изданию.

Немало нареканий у рыбаков вызывает и работа самой железной дороги. Казалось бы, на фоне внешнего давления и введения контрсанкций, с прилавков наших магазинов устранили рыбу из европейских стран, ниша на рынке должна была отойти к отечественным рыбодобытчикам. Но этот процесс происходит медленно и со скрипом, вместо российских биоресурсов мы чаще видим в магазинах товары из Латинской Америки и других стран. Решение одной проблемы породило целый ряд других.

Фото: pixabay.com/CC0 Public Domain

К примеру,  в России изношены 95% парка рефрижераторных вагонов, через два года все они станут негодными к эксплуатации, то есть, существует угроза того, что жители европейской части России вообще забудут о существовании дальневосточной рыбы. Георгий Мартынов рассказал «Политэксперту», что присутствовал на встрече с главой РЖД Олегом Белозеровым, который на Восточном экономическом форуме общался с перевозчиками и рыбаками.

«Я ему открыто сказал, что рыбаки разуверились в перевозке железнодорожным транспортом. Он обиделся за честь мундира», - посетовал собеседник издания.

По словам эксперта, такая позиция РЖД может привести к тому, что предприятия будут активнее искать альтернативные виды транспорта. К примеру, сейчас развивается перевозка рыбы Северным морским путем. Рассматривается вариант создания логистики и через, так называемый, южный путь, но и тут есть свои нюансы.

«Можно перевозить в контейнерах по южному пути, в данном случае, это будут иностранные компании, Maersk и другие крупные рефрижераторные контейнерные перевозчики. Они уже повезли эти грузы из Петропавловска-Камчатского и Владивостока до Санкт-Петербурга, это занимает 45 суток. По Северному морскому пути будет дешевле однозначно, единственное, сейчас очень дорогая ледокольная проводка. Для каждой категории грузов они почему-то разные, а для рыбы самые высокие. Это разве не надумано? Ледокол больше усилий тратит или что? Если сделать эту проводку по нормальной или льготной цене для судов с рыбой, то это будет значительно дешевле», - сообщил президент ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.

Примечательно, что предприниматели пробуют и доставку рыбы автомобильным транспортом. Из Астрахани во Владивосток фурами везут арбузы, которые пользуются там популярностью, а обратно везут в центральную Россию замороженную рыбу. Такой способ доставки, конечно, приводит к удорожанию продукта, но имеет все шансы на жизнь.

Трудности с переработкой

В текущем году из-за небывалого улова отрасль столкнулась с трудностями в логистике. «Урожайный» год показал, что цепочки поставок неразвиты. Рыбаки свою работу сделали, а что делать с уловом дальше – это уже головная боль перерабатывающих компаний. На Дальнем Востоке почти отсутствуют мощности по глубокой переработке, которые, к слову, присутствуют на берегах азиатских стран. В России этот сегмент только начинает развиваться.

Фото: http://fish.gov.ru - Пресс-служба Федерального агенства по рыболовству

Зачастую российская рыба направляется в Китай, где та обрабатывается и после этого снова возвращается на наш рынок. Все это приводит к тому, что жители страны вынуждены переплачивать за не всегда качественную продукцию. Сегодня и рыбаки, и переработчики едины во мнении, что перед отраслью стоит очень много задач, в том числе и ускоренное развитие рыбопереработки. Их невозможно решить по одиночке, проблема требует комплексного подхода.

Лосось должен подешеветь

Цена на лосось, как ожидают в отрасли, в этом году все-таки должна пойти вниз, это вызвано величиной улова. Сообщается, что оптовая цена уже упала почти вдвое, в след за этим она изменится и в рознице.

Фото: politexpert.net - Владимир Рычагов

«Вопрос тут не к рыбакам, они продают свою продукцию прямо в море или во Владивостоке. Все остальные наценки – это торговля. А им проще привести из другой страны, там, наверное, тара удобнее и упаковка лучше. Диалога между сетями и производителями нет», - сетуют рыбодобытчики.

По их словам, дело рыбака – поймать, а потом продать свой улов. За его дальнейшую судьбу он уже не отвечает. Ему нужно купить топливо, выдать людям заработную плату и уйти обратно в море ловить рыбу.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх