Корреспондент Русской службы "Би-би-си" Светлана Прокопьева была приговорена судом к штрафу в размере 500 тысяч рублей за оправдание террористического акта в здании ФСБ в Архангельске. Изначально обвинение требовало избрать в качестве меры пресечения лишение свободы сроком до шести лет и четырехлетний запрет на работу в СМИ.
Однако в Брюсселе сочли штраф чересчур суровым наказанием, заявив о его "необоснованности". Отдельно Европейская внешнеполитическая служба подчеркнула, что уголовное преследование Прокопьевой якобы "свидетельствует о сужении пространства для независимой журналистики и гражданского общества в России в последние годы".
Первый зампред Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич в беседе с "ПолитЭкспертом" отметил, что очередная европейская организация решила высказать свое "важное мнение" о происходящем в России.
Глава ФЗНЦ отметил, что подобные организации совершенно не интересуются реальными проблемами, которые есть в мире, в Европе, нарушениями прав граждан, нарушениями свободы слова. Он поинтересовался, где была эта структура, когда журналист Кирилл Вышинский сидел в тюрьме в Киеве.
"Но здесь она тут же среагировала, опять-таки вмешиваясь во внутренние дела РФ, раздавая советы направо и налево. Но как только мы попробуем хоть чуть-чуть на подобном поле сыграть, тут же обязательно огребем обвинения в том, что мы вмешиваемся во внутреннюю жизнь, в политические процессы Европы", – возмутился Малькевич.
Он напомнил о том, что в Брюсселе в курсе о существовании законов РФ, по которым Прокопьевой было вынесено максимально мягкое наказание. Глава ФЗНЦ предложил представителям столь обеспокоенной судьбой российской журналистки организации представить, что, к примеру, в парижском "Шарли Эбдо" вместо карикатуры появился бы материал с одобрением минирования Эйфелевой башни. Малькевич уверен, что в таком случае реакция подобных ведомств была бы совершенно иной.
Напомним, что уголовное дело в отношении Светланы Прокопьевой было возбуждено после передачи на радио "Эхо Москвы" в ноябре 2018 года, в эфире которой обсуждались возможные причины теракта в здании ФСБ в Архангельске. Устроивший взрыв подросток погиб на месте, ранив троих правоохранителей. Текстовая расшифровка программы также была опубликована в интернете. Соответствующие материалы были удалены по просьбе Роскомнадзора.
Недобросовестные сотрудники российских СМИ, пользуясь свободой слова в качестве прикрытия, поднимают запрещенные законом темы. Забывая об ответственности за публичное одобрение или оправдание преступлений, журналисты не освобождаются от наказаний, как и сами нарушители закона. Одним из ярчайших примеров подобного использования свободы слова является уличенный в связях с экстремистскими группировками сотрудник "Новой газеты" Денис Коротков. Журналист поддерживал связь с джихадистами, публикуя полученную от них ложную информацию в своих заказных расследованиях.
Федеральное агентство новостей заявило о готовности предоставить материалы своего расследования о связях Короткова с ИГ (запрещена в РФ) в суд.