Представитель от России 10 октября в Страсбурге подписал по указу президента России Владимира Путина вместе с десятью другими странами Европы протокол о внесении изменений в Конвенцию Совета Европы в отношении защиты персональных данных пользователей. В связи с этим РФ обязуется изменить некоторые пункты в нормативно-правовой базе.
Кроме расширения прав россиян на получение сведений о том, что их данными воспользовались третьи лица, пользователи могут получить доступ к основе математических алгоритмов и искусственного интеллекта. Интересно и то, что в стране будет введен новый вид персональных данных – генетический.
По сообщению Роскомнадзора, подписав Конвенцию, Россия взяла на себя ответственность по гармонизации национального законодательства в этой сфере.
Стоит отметить, что в СМИ периодически появляются публикации о том, что представители бизнеса продолжают выступать за ослабление этой защиты, а также за то, что данные пользователей должны быть предоставлены им. Это предприниматели аргументируют необходимостью развития цифровой экономики.
Редакция «ПолитЭксперта» пообщалась на эту тему с заместителем руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group IB Сергеем Никитиным. Он заметил, что рано говорить о том, каким образом будет исполняться закон и как на него отреагирует бизнес. Пока нельзя сказать, как поведут себя предприниматели, которые все это время выступали за принятие противоположных мер.
«Конечно, бизнесу придется с ним считаться. Придется исправить пользовательские соглашения, и правила обработки данных и перестроить маркетинговые планы. Я думаю, что крупные игроки и крупный бизнес точно озаботятся этой проблемой. Особенно это касается тех компаний, которые работают и в России, и за рубежом, чтобы соответствовать всем нормам права. Наверняка, это вызовет какие-то издержки, но, повторюсь, тут важен вопрос, насколько бумаги будут отличаться от реальных бизнес-процессов», — утверждает эксперт.
Роскомнадзор отмечает, что сейчас законодательство будет меняться именно в соответствии с реформой, что может вернуть мотивацию предпринимателям учитывать интересы пользователей на Интернет-площадках в первую очередь.