На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политэксперт

113 подписчиков

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Морские котики, киты, белоголовые орлы, голубые айсберги в ледниковом озере, лосось, православные храмы, разные национальности, живущие бок о бок, безграничные просторы и малонаселенные города – так выглядит сегодня американская Аляска, которая еще полтора века назад принадлежала России. Впрочем, как говорят местные жители, переехавшие в этот самый большой штат США, а также исследователи региона, с которыми удалось поговорить «Политэксперту», он во многом остается русским.

История освоения Аляски

Известно, что в 1732 году русские исследователи Михаил Гвоздев и Иван Федоров во время экспедиции на боте «Святой Гавриил» обнаружили этот полуостров Северной Америки. Однако официально открытием Аляски считается 15 июля 1741 года. Известно, что именно в этот день участники Второй Камчатской экспедиции легендарного исследователя Витуса Беринга в районе Северной Америки заметили землю. Это был нынешний остров Принца Уэльского на юго-востоке региона. Теперь в честь Беринга названы пролив между Чукоткой и Аляской, море и остров.

Затем в 1784 году на остров Кадьяк у южного побережья Аляски высадилась экспедиция сибирского купца Григория Шелихова. С этого момента началось распространение русских на полуострове, так что и сегодня существует такое понятие, как «Русская Аляска».

Фото: facebook.com/Russian-America-Society

Историки называют открытие Беринга огромным с геополитической точки зрения – именно он нанес на карту Северной Америки эту часть суши, подробно изучил до этого не исследованную территорию. Поселенцы в основном занимались добычей пушнины. Однако со временем стало понятно, что там есть и золото, и медь, и даже нефть и газ. Тем не менее, три миллиона квадратных километров, принадлежавших России, были отданы по смехотворной цене американцам.

Причины продажи Аляски

Впервые заговорил о необходимости избавиться от Аляски генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. В 1853 году он представил императору Николаю I доклад, в котором подробно изложил свою позицию. По его мнению, Российской Империи следует отказаться от владений в Северной Америке, поскольку средств для их защиты в случае возможной опасности у России не хватит.

Он спрогнозировал, что Соединенные Штаты будут расширяться по всему континенту, так что рано или поздно с Аляской придется расстаться, и лучше это сделать в момент, когда за нее можно получить вознаграждение. Сибирский губернатор указал также на то, что доходы этот регион приносит небольшие, а инвестиций требует много.

Эту идею подхватил младший брат императора Александра II, председатель Госсовета и управляющий Морским министерством великий князь Константин Николаевич. В 1857 году он официально предложил продать полуостров Соединенным Штатам. Аргументы его были просты – Российская Империя после Крымской войны 1853-1856 годов финансово истощена, а продажа полуострова поддержала бы бюджет.

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Фото: facebook.com/Russian-America-Society

В декабре 1866 года на секретном совещании с участием Императора Александра II и первых лиц государства было решено продать Аляску Соединенным Штатам. Это решение обусловливалось еще и тем, что российские политики в то время были поставлены в условия, когда нужно было сотрудничать с США в противостоянии с Великобританией. Они посчитали, что ради этого можно пожертвовать Аляской.

Сегодня в России можно услышать мнения о том, что Россия должна восстановить положение вещей и вернуть полуостров. Так, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский часто выступает с этой идеей. Насколько она реалистична? С этим вопросом «Политэксперт» обратился к президенту Московского историко-просветительского общества «Русская Америка», действительному члену Русского географического общества Владимиру Колычеву. Он отметил, что, безусловно, никто никому не может запретить высказывать свое мнение в демократической стране. Он рассказал, что еще в 1990-х годах Жириновский, который настаивает на необходимости возвращения Аляски в состав РФ, приглашал общество «Русская Америка» на митинги в поддержку этого плана, но Колычев и его соратники отказались.

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Фото: Личный архив Владимира Колычева

«Когда я выступал на радио «Радонеж», мне был задан вопрос, как вернуть Аляску. Я ответил, что это только Богу одному известно. Люди там живут, делают то, чем им нравится заниматься, отношения мы с ними поддерживаем – и с коренными жителями, и с американцами. Что касается принадлежности Аляски, я никогда не говорю «продали», я говорю – «профукали». Было непросто, шла Крымская война. И в этой ситуации есть много извиняющих факторов: полуостров далеко, людей надо было обеспечивать продовольствием. Но стратегически сейчас мы, конечно, потеряли эту тихоокеанскую подкову», которая включает Камчатку и Чукотку», - отметил собеседник «Политэксперта».

Там русский дух, там Русью пахнет…

Есть такое понятие как «Русская Аляска». Ее, как рассказал нам президент Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимир Колычев, который не раз бывал на Аляске, можно найти, в первую очередь в сувенирных лавках, которых предостаточно в городах на побережье. Там продаются матрешки, медведи, изображения российских государственных лидеров, безделушки в технике ростовской финифти. Словом, там представлено почти полное разнообразие изделий, производимых на российских фабриках, в том числе, и золотые изделия.

«Больше всего таких магазинчиков в городе Джуно – это столица штата Аляска. В городе Ситка – это бывший Новоархангельск, столица «русской Америки» до 1867 года, и в других городах, таких как Кадьяк, то есть, в тех, которые расположены вдоль тихоокеанского побережья. Это связано с тем, что по проливу ходят большие круизные лайнеры, на борту которых находятся обычно три-пять тысяч человек. Это туристы из Европы, Австралии, причем туристов из России на Аляске тоже достаточно. Именно для путешественников и созданы многочисленные сувенирные лавочки», - указал на особенности Аляски собеседник «Политэксперта».

Для местных жителей туризм – это основа выживания, прежде всего, в крупных городах. Интересно, что большим считается населенный пункт с численностью жителей порядка 10 тысяч. Для примера: самый густонаселенный город – это Анкоридж, где местных жителей порядка 400 тысяч.

Интересную подробность об Анкоридже рассказала нам жительница Аляски с русскими корнями Дарья Райс. По ее наблюдениям, в этом городе много бродяг, и большинство из них, отмечает девушка, как раз местные жители полуострова.

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Фото: личный архив Дарьи Райс

Русских, соглашается Дарья, здесь, действительно, много. Однако ей кажется, что несмотря на это, Аляска все же американизировалась.

«Единственное, что напоминает Россию, так это природа, тополя, рябины, дикая смородина, березы, ели. Еще, конечно, есть медведи и лоси, которых частенько можно встретить прямо в городе. Многие здесь занимаются охотой, рыболовством, в магазинах продукты невероятно дорогие, так как все привозится из других штатов, включая овощи», - рассказа девушка.

Она называет Аляску магическим, невероятно красивым местом. Именно поэтому, наверное, многие туристы, посетившие этот край, остаются здесь жить. Большинство ассимилировавших – люди 40 лет и старше.

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Фото: Личный архив Дарьи Райс

Хотите увидеть православного индейца – вам на Аляску

Дарья Райс отметила, что на полуострове много православных церквей. Ей нравится одна из старейших в городе Эклутна – храм в честь Святителя Николая.

Историк Владимир Колычев также рассказал об этом феномене. Согласитесь, довольно странно, что в стране, где больше распространен католицизм, целый штат посещает православные храмы. Но еще более удивительно, что коренные жители, а это – индейцы, приняли, казалось бы, не свойственную их культуре веру.

По словам Колычева, «русский дух живет в храмах», а не только в сувенирных лавочках. Русские поселенцы привезли с собой на Аляску православие, а уже после их ухода оно распространилось по территории Штата.

«После передачи Аляски Соединенным Штатам православная церковь там осталась. Сейчас она находится в юрисдикции Американской православной церкви – преемницы РПЦ. Православных храмов на Аляске порядка 90», - уточнил наш собеседник.

Историк пояснил, почему так произошло. Когда Аляска была продана Америке, экспансию на полуостров начали американцы из других штатов. До этого коренные народы были вынуждены противостоять русским из гордости. Особенно воинственно вели себя по отношению к русским, в особенности племя тинклитов. Именно этот клан, населявший побережье Северной Америки в 1802 году уничтожили до основания поселение Ситка. Через два года после этого отношения удалось восстановить, не без помощи русских моряков, которые пришли к берегам Аляски на корабле «Нева».

Воинственные племена отстаивали свою территорию у русских, англичан, французов, которые ловили рыбу в их реках, убивали зверя в их лесах. Но русские все же не притесняли самих индейцев. А вот когда пришли американцы со своим протестантизмом, то начали давить на индейцев, которые, в свою очередь, можно сказать, в пику американцам, отвергли их религию в пользу православия, подчеркнул Колычев.

Он отметил, что в городах Аляски, в частности, в Джуно, в 1894 году – в год столетия прибытия первых русских монахов, миссионеров – начали воздвигаться православные храмы. То есть, они строились даже тогда, когда русских там уже не было.

«Например, когда мы были на Аляске в 2005 году, то посетили храм в честь святителя Николая, построенный на деньги местных индейцев, когда русских уже более 20 лет не было. Церковь стоит до сих пор. Когда мы проводили спасательную операцию в 2005 году, индейцы нас очень тепло приняли. Мы привезли в храм икону Смоленской Божьей матери, а после молебна в честь передачи иконы индейцы нас отблагодарили. Интересно, что молодые барышни, присутствовавшие на церемонии, были в русских платочках, или очень похожих на русские. Но в то же время службы часто проводятся на языке индейских племен», - отметил особенность богослужения исследователь.

Из рассказа Колычева становится понятно, что все национальности, живущие на Аляске – это и индейские племена, и русские, и американцы, приехавшие из других штатов Америки – живут в согласии друг с другом и в обоюдном уважении к национальным традициям. Приезжают на Аляску и афроамериканцы.

Историк и путешественник отметил, что на этой земле все так переплетено, что и в чистокровных представителях индейских кланов, как кажется сначала, может течь русская кровь. Так что Аляска, можно говорить, остается в значительной степени русской территорией.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх