Последние несколько лет в России растет доля самостоятельного туризма - примерно на 3% в год. Этому способствует снижение стоимости авиабилетов по некоторым популярным направлениям, благодаря чему многие россияне стали проводить выходные в Европе или Стамбуле.
Однако слухи о смерти рынка организованных туров сильно преувеличены, уверена президент некоммерческой организации по защите прав и интересов туристов «Рустайм» Анна Виноградова:
«Многие возвращаются к агентствам, когда обнаруживают, что забронированный самостоятельно отель неожиданно отменил бронь или оказался не таким, как на картинке. Кроме того, в готовых турах поездки часто оказываются выгодней и удобнее, чем «дикарями».
Стабильность рынка, по словам собеседницы «ПолитЭксперта», сохранится, в том числе за счет путешествий внутри России.
Фото: предоставлено экспертом
Сейчас туроператоры уделяют особое внимание повышению привлекательности внутренних направлений. При Экспертном совете по туризму Минкульта был создан специальный комитет по импортозамещению в туризме, который продвигает маршруты по малоизвестным, но интересным местам. Например, «Серебряное ожерелье России», «Великий шелковый путь», «Великий Чайный путь», «Самоцветное кольцо Урала» и другие.
По данным Турстата, популярность путешествий по стране значительно возросла. В 2017 году отдых в России предпочли 56,5 млн туристов. Это на 3% больше, чем в 2016-м.
Более 16 млн человек посетили Краснодарский край, свыше 5,4 млн побывали в Крыму (с 2014-го турпоток на полуостров вырос в пять раз). Количество туристических поездок в Москву, Петербург, Сочи, Владивосток и Казань увеличилось на 10-15% (в зависимости от города).
Подстегивают спрос появление разнообразных экономичных туров, например, автобусных, а также проблемы в некогда популярных курортных странах, таких как Египет, Тунис или Турция.
Стимул для иностранцев
Едут в Россию и зарубежные туристы. В 2017-м в Москве их побывало на треть больше, чем годом раньше, а в Петербурге – на четверть.
Комитет по импортозамещению в туризме сотрудничает с Ассоциацией Национальных туристских офисов (АНТОР), куда входят представители министерств по туризму около 30 стран.
«Вдохновил туристическую отрасль и Чемпионат мира по футболу. За месяц с небольшим Россию посетили около 3 млн гостей, потративших 120 млрд рублей. Ожидается, что и после ЧМ-2018 поток иностранных туристов будет расти ежегодно на 15%, что принесет еще около 350 млрд рублей дохода», - рассказала Анна Виноградова.
Фото: Невские Новости - Владислав Азнауров
Согласно опросу национальных офисов по туризму Visit Russia, чаще всего зарубежных гостей интересует событийный туризм, связанный с природными явлениями и народными традициями. Причем в путешествиях по России с ее расстояниями и языковым барьером большинство иностранцев предпочитают как раз готовые пакетные туры.
Отпустить тормоза
По словам собеседницы ПЭ, ключевым тормозным фактором для зарубежных гостей является строгий визовый режим. Необходимость возиться с бумажками, к которой иностранцы не привыкли, отталкивает значительную часть желающих приехать в Россию.
Президент «Рустайма» убеждена, что барьеры на границе пора ослаблять:
«Хотя бы с ближайшими странами, откуда в Россию можно добраться на автобусе или быстро долететь на самолете. Причем не обязательно отменять визы – достаточно сократить сроки их выдачи, снизить стоимость (визы в Россию обходятся дороже, чем Шенгенские) или выдавать в электронном виде».
Показательным в этом смысле стал опыт с оформлением FAN ID для ЧМ-2018 – их можно было оформить в электронном виде всего за несколько минут.
Положительно сказалась на туристической отрасли и возможность вернуться в Россию по паспорту болельщика.
Примечательно, что президент Владимир Путин уже поручил Минкомсвязи и МИДу проработать вопрос выдачи электронных виз до конца года.
«Это может стать настоящим прорывом в туротрасли», - уверена Анна Виноградова.
Проблемы и пути их решения
Большинство проблем в отрасли, по словам эксперта, связаны с работой сомнительных туроператоров и отсутствием механизма оценки их надежности:
«Крах «гигантов на глиняных ногах» ударил и по другим участникам рынка, клиенты которых теперь боятся остаться без денег и отпуска».
Сегодня высказывается несколько предложений о том, как стабилизировать отрасль и обеспечить выполнение туроператорами своих обязательств.
Одно из них - страховать каждый тур. По мнению собеседницы ПЭ, на деле это почти невыполнимо: страховщики не располагают инструментами, которые позволят оценить реальные объемы проданных туров и просчитать все возможные убытки.
Фото: Федеральное агентство новостей - Степан Яцко
Озвучивалась также идея создать некое агентство страхования вкладов, которое будет управляться государством (по аналогии с банковской сферой). Но для этого необходимо, чтобы все турфирмы стали абсолютно прозрачными, как банки, и отчитывались по каждой продаже.
Наиболее приемлемым вариантом, по мнению Виноградовой, могут стать так называемые трастовые или эскроу-счета, аналогичные тем, что используются сегодня в Европе:
«При расчете с клиентом туроператор принимает деньги на доверительный счет и забрать их может только тогда, когда путешественник успешно завершил поездку. Если турфирма вдруг разоряется, все путешественники, не успевшие уехать в отпуск, получают свои деньги назад».
У этой схемы есть свои минусы. Турфирмам придется перестраивать свои финансовые схемы, а на первых порах, возможно, прибегнуть к кредитным средствам. Это, в свою очередь, вызовет подорожание туристических продуктов для клиентов. С другой стороны, эти проблемы временные, и, в конце концов, туристы смогут оценить плюсы новой системы, уверена собеседница ПЭ.
Так или иначе, рынок организованного туризма вполне жизнеспособен и не собирается сдавать позиции. Главное – грамотно его донастроить, констатирует эксперт.